Казань, 13 апреля 2001 г.


Сейчас общепризнано, что двадцатый век оказался самым трагическим в истории человечества. Он оказался не только самым трагическим, но и самым позорным.

Я уже об этом говорил, но придется кое-что повторить.

На наших глазах африканизация мира происходит быстрей, чем окультуривание Африки. В сознаниях многих и многих людей джаз победил Бетховена. Джаз как бы говорит - дело обстоит не так серьезно, как думал Бетховен. Но дело обстоит именно так серьезно, как думал Бетховен, и даже еще серьезней.

Легко представить, что мировая культура воспитывает какое-то количество людей и делает их достаточно нравственными и законопослушными. А вот какое количество - никто не знает. Зато мы догадываемся, что новые поколения (новые дикари), хотя частично окультуриваются, но большая их часть пополняет ряды неокультуренных людей. И тут математически ясно, что человечество постепенно дичает, хотя огромные технические достижения двадцатого века маскируют одичание душ.

Более того, эти одичавшие люди создают свою масскультуру, лишенную этического начала, которая угодна одичавшим людям и еще более способствует их одичанию.

Миллионы бывших неграмотных людей стали полуграмотными и втянуты в политическую жизнь. Неграмотный человек прежних времен нравственно выше сегодняшних полуграмотных людей, которыми в наш век ловко манипулировали политики. Неграмотные люди прежних времен все-таки нравственно опирались на патриархальную мораль, которую они вырабатывали тысячелетиями. Полуграмотный человек покинул этот берег, но не выплыл на берег общечеловеческой культуры.

Национализм, заметно усилившийся в двадцатом веке, тоже результат одичания человеческих масс. Национализм - это когда свинья, вместо того, чтобы  чесаться о забор, чешется о другую свинью.

В двадцатом веке техническое развитие возглавило цивилизацию, а гуманистическое развитие осталось где-то в стороне.

Тоталитарное государство запрещает правду, но тем самым развивает тайную свободу, тайную любовь к правде. И, в конце концов, эта тайная свобода рано или поздно разрушает деспотию.

Современное демократическое общество со своей громадной индустрией развлечений отвлекает человека от правды, явно не запрещая ее. И это отвлечение человека от правды трагических вопросов существования в исторической перспективе медленно, но верно разрушает человека.

Главная задача нового века - сделать все, зависящее от нас, чтобы гуманистическая культура возглавила цивилизацию, а не техническое развитие, как это происходит сейчас, когда техническое развитие поощряется военными заказами государства и примитивными требованиями рынка развлечений. Вспомните - сначала появилась атомая бомба, а потом ее брезгливый подарок: атомная электростанция. И так во всем.

Все правительства мира должны найти в себе силу благородства ограничить свое честолюбие, чтобы привлечь к духовному управлению государством людей с наибольшим нравственным авторитетом в своей стране. Только тогда гуманистическя культура возглавит человечество и спасет его от еще большей катастрофы в грядущем. Но, если катастрофа случится и часть человечества останется в живых, она, эта часть, отрезвеет от религиозного потрясения. Однако надо все сделать, чтобы этого не случилось.

То, что я предлагаю, в конечном итоге сводится к следующему: культура играет в мировые шахматы, а политики только честно передвигают фигуры. Тоже достаточно почетно.

То, что я говорю, похоже на древнеегипетское жречество, но это не должно нас смущать. Развитие человечества никогда не было прямой линией. В двадцатом веке мы несколько раз опускались до людоедства: Сталин, Гитлер, Мао, Пол Пот и так далее. Почему бы нам не возвратиться к власти нравственных авторитетов?

Кстати, о людоедстве. Вот мой воображаемый разговор с вождем племени людоедов.

Я: Скажите как вы стали людоедами?

ОН: Думаю так. Наш далекий прапрадед заметил, что человека догнать и убить легче, чем антилопу. Так и пошло с тех пор.

Я: И вам не жалко людей?

ОН: Жалко-то оно жалко, но голод сильнее жалости. А вы, так называемые цивилизованные народы, убиваете людей, и не от голода, а только, чтобы обозначить свою власть. Так кто более жестокий, вы или мы?

Мне нечего было ему ответить...

Несколько слов о нашей литературе. В советской литературе после сталинского периода дети и внуки репрессированных большей талантливостью полностью победили детей и внуков репрессировавших. Хотя дети и внуки последних ни в чем не виноваты, им неоткуда было взять этическую энергию первых. Не потому ли среди политических наследников Сталина и компании практически нет талантливых людей...

Фазиль Искандер


Статья написана специально для "ВиД" в рамках проекта "Золотое перо".