ЗА СТЕКЛОМ

Меня нередко занимает вопрос: может ли палач обедать? может ли он быть отцом семейства? какую картину должен представлять его семейный быт? ласкает ли он жену свою? гладит ли по голове ребенка? Помнит ли он? то есть помнит ли, что он заплечный мастер?

М.Е. Салтыков-Щедрин
"Господа ташкентцы"

Я только что наткнулся у Щедрина на эти, почти риторические вопросы, но и сам иной раз задумывался, как спится Ельцину, Гайдару и прочим бурбулисам, окруженным презрением и ненавистью миллионов сограждан? Разве что к Чубайсу вопросов нет, потому как - это мутант, вместо потрохов у него наглость.

Известно, что Гитлер покончил с собой не из страха перед казнью, нет! Он боялся, что его оставят в живых, выставят напоказ и поневоле придется взглянуть людям в глаза. Геббельс убил шесть своих детей, потому что опасался - им не забудут папашу. Какая патриархальная наивность!

Наши доморощенные монстры отлично себя чувствуют перед телекамерами, интересуются теннисом и рекламируют пиццу, а их ухоженные потомки - в полном порядке. Правда, они отделены от нас охранниками, заборами и заступничеством властей. Представляете, что станет с тем же Горби, появись он на людях, - если по морде не дадут, так в морду плюнут.

Но я ни в коем случае не хочу расправы - ни суда, ни самосуда.

Пусть их оберегает неприкасаемость - защита более надежная, чем неприкосновенность. Пусть себе живут и здравствуют, как здравствовал Пиночет, как кормятся гады за стеклом террариума в московском зоопарке. Пусть возможно дольше служат живыми экспонатами, порождая недоуменные вопросы писателей и психиатров.

Но даже сверхживучий Пиночет все же подох, и толпы ликующих чилийцев вышли на улицы. Чему радоваться, если мерзавец уберегся от возмездия, жрал ананасы и рябчиков, а умер своей смертью, на тридцать с лишним лет пережив свои жертвы? Мне кажется, на улицах Сантьяго чествовали великую мудрость Природы, именуемую Неизбежностью.

Как бы на нашей улице не остались только такие праздники…

Взамен завоеванных.

Александр Шкроб

12 декабря 2006 г.
 

P.S. Не успел я опубликовать эту заметку, как получил возмущенное письмо, разумеется, от эмигранта. Мистер требует уточнить, что есть и такие чилийцы, которые скорбят о Пиночете. А что в этом удивительного? Разве у нас мало скорбящих об отправленном за решетку нуворише в законе - Ходорковском? Разве не будут тосковать по Ельцину пресловутые 42 интеллигента? Да и у самого Пиночета были (и сейчас есть!) в нашей стране поклонники - тот же академик Сахаров уповал на пиночетовскую "эпоху возрождения и консолидации". А вот, например, как отпраздновала день победы московской пиночетовщины некая Элла Львовна Панеях - выпускница Европейского университета в Петербурге: "Десять лет назад наши танки расстреляли восставшую большевистскую сволочь". И сегодня она воет по издохшему кумиру: "Ну, жалко мне его. Он пытался изо всех сил. В отличие от многих".


Заметка 60 Ретроспектива Заметка 62

VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!